2013-08-14

Slavery in Russia

Slavery in Russia existed on the territory of Russia since the times of the Kievan Rus, and was abolished in 1723, when Peter the Great converted the household slaves into house serfs.

Kievan Rus and Muscovy, the slaves were usually classified as kholops. A kholop's master had unlimited power over his life: he could kill him, sell him, or use him as payment upon a debt. The master, however, was responsible before the law for his kholop's actions. A person could become a kholop as a result of capture, selling himself or herself, being sold for debts or committed crimes, or marriage to a kholop. Until the late 10th century, the kholops represented a majority among the servants who worked lordly lands.

In 1382 the Golden Horde under Khan Tokhtamysh sacked Moscow, burning the city and carrying off thousands of inhabitants as slaves; such raids were made routinely until well into the 16th century. In 1521, the combined forces of Crimean Khan Mehmed I Giray and his Kazan allies attacked Moscow and captured thousands of slaves. In 1571, the Crimean Tatars attacked and sacked Moscow, burning everything but the Kremlin and taking thousands of captives as slaves. In Crimea, about 75% of the population consisted of slaves.

Чья корона?


By the sixteenth century, slavery in Muscovy consisted mostly of those who sold themselves into slavery owing to poverty. They worked predominantly as household servants, among the richest families, and indeed generally produced less than they consumed. Laws forbade the freeing of slaves in times of famine, to avoid feeding them, and slaves generally remained with the family a long time; the Domostroy, an advice book, speaks of the need to choose slaves of good character and to provide for them properly. Slavery remained a major institution in Russia until 1723, when Peter the Great converted the household slaves into house serfs. Russian agricultural slaves were formally converted into serfs earlier in 1679.

The word kholop was first mentioned in a chronicle for the year of 986. Its etymology is unclear. By one hypothesis, the word is cognate with Slavic words translated as "boy" (more specifically, adolescent male; modern Ukrainian: хлопець (khlopets), Polish: chlopak), which is similar to the use of the English word boy as "servant".

Холо́пство — форма рабства
— состояние несвободного населения в княжествах Древней Руси, в Русском государстве, отменённая Петром Первым высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышева 19 января 1723 г. По правовому положению холопы приближались к рабам. Не следует путать холопа с челядином. Холоп — раб из местного населения, челяди́н — раб, захваченный в результате похода на соседние племена, общины и государства. То есть челядин — раб-чужеземец, раб-иноплеменник. По сравнению с челядином холоп имел несравненно больше прав и поблажек.

Холоп.

ПРОЩЕННИКИ - в Древней Руси вольноотпущенные холопы. Находились под покровительством церкви, жили на ее земле, за что несли повинности.

Раб божий.

Челядь — название зависимого населения в Древней Руси.

ЧЕЛОВЕК
м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою — это сердце и думка. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека. Посему нередко человек значит существо, достойное этого имени. Человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом; человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает; человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его – вечность, закон – совесть, в искусе побеждает; человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его – царство Божие, закон – духовное чутье, искушенья он презирает. Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его. || Служитель, прислуга, лакей или комнатный. Эй, человек, подай, трубку! Человек Божий, пророк, избранец. Божий человек, святой, праведной жизни; || юродивый, божевольный. Алексея Божьего человека, праздн. 17 марта, Алексея теплого, Алексея-с-гор-вода, либо: Алексея пролей кувшин. С гор вода, а рыба со стану (с зимовья). На Алексея теплого доставай ульи (южн.). Покинь сани, сряжай телегу. Сани на поветь. Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма. День гусиных боев, спускают гусаков. Эка человечка Бог дал, дрянного человечишка! Человечек весь с надолбу. Человечища в сажень. Это человечища, выродок, изверг. || Человечек, в глазу, зрачок, зенко, зеница, зорок, мальчик, потому что в чужом зрачке видишь себя будто бы в толстом зеркале. Людей много, да человека нет. Человек по-своему, а Бог по-своему. Людей-то много, да человека нет. Все мы люди, все человеки. Что ты человек, то и я. Не человек, а беремя пустяков. Человек по сердцу — половина венца. На живого человека никто не угодит. Человек не скотина — недолго испортить. Человек не для себя родится (для Бога и людей). Блажен человек, иже и скоты милует. Не с богатством жить, а с человеком. Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью. Божеское не от человека, а человек от Бога. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сходится. Обознаться в человеке — к свадьбе или к покойнику. Человека не пощажу, а тебя достану (говорит Бог диаволу, поражая его громовой стрелой). Человечий, человеческий, к человеку относящ., ему свойственный. Человечий образ, — вид, — облик. Образ человечий, а думка скотская. Человечьего голосу не услышишь, об одиночестве. Речи человечьи, да дела дьявольские. Сын человеч, Христос, Спаситель. Человечий род делится на пять главных племен, по частям света. Грешить — это дело человеческое, а коснеть во грехе — дьявольское. Посрамляет Бог суды человеческие. Человек-смерть, оборотень, олицетворяющий повальные болезни, чуму и пр. Человеческое, человечное обращенье с кем, достойное человека, людское, милосердое, противопол. жестокое, бесчеловечное. || Человечный, новг. ниж. каз. рослый и плотный, видный собою, мужественный, молодец, ражий. Он чел'эшный мужик, и баба его чел'эшна. Человечность, состоянье человечного, человеческого. Человечество ср. все люди вместе взятые. Все человечество подпало человеческим слабосотям. Грубость нравов — упрек человечеству. || Добрые свойства и природа людей, милосердие, любовь к ближнему, сочувствие. В нем нет человечества, людскости. Челядь, чадь ж. собират. (от чадо?) домочадцы, слуги, прислуга, работники, дворовые люди. Верный строитель (домострой) и мудрый, его же поставит Господь над челядию своею, Лук. До молотьбы далеко, а челядь корми. Челядин, челядинец, челядник м. домочадец, слуга, работник; челядинка, челядница, челядка ж. то же. Челядник, вор. тамб. сар. и поныне работник, батрак, казак, наймит, слуга. Отрепьев был у Сендомирского за челядника, Котошихин. Не оставихом у него ни челядина, Духовн. Мономаха. Челядный, к челяди относящ. || Челядно, вор. снежно? Челядня ж. изба для дворовых, людская, застольная, черная. || Новг. твер. большая семья. В Словаре Академии, где вообще собрано все, без разбору и поверки, много слов писано так, будто корень их от чело, а объяснений нет никаких, напр. челоуха вм. целуха; чело и челось вм. чаял, чаялось; чёлый вм. целый, челизна вм. целизна; челиться вм. чалиться и пр. Понаслышке и по произношенью нельзя так коверкать языка. Человековидный, человекообразный, человечный, человеческий по образу, внешности. Человекогубительное пьянство. Человекогубец, человекогубитель, душегубец. Человеколюбие, любовь к ближнему, состраданье, милосердие. Человеколюбный, человеколюбивый государь. Нет супротив Бога человеколюбца! Человеконенавиденье, ненависть и злоба на всех. Человеконенавистник, человеконенавистница, злой враг человечества. Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть, Иоан. Ересь хлыстов и скопцов основана на человекопоклонении, они — человекопоклонники. Всякий враг истины — человекоубийца. Человекоугодие, человекоугожденье, лицемерие, потворство людям, из своих видов. Человекоугодная лесть. Человекоугодник, человекоугодница, пролаза, льстец. Песию главу имеяше, от страны человекоядец (человекоядцев), Пролог, 9 мая, из людоедов.

3 komentarai:

audrius rašė...

Cielas vokus viekas toli teliukas balvonas galvonas mazgius žmg(kctp..?)....

ЧЕЛО ср. лоб, часть головы, от темени до бровей. Крутое, отвесное чело дано только человеку, у животных чело пологое, завалистое. Бить челом, кланяться, отдать поклон; благодарить. || — о чем, просить, на кого, жаловаться. Челом бить или ударить чем, принести в дар. Дать челом, кур. целовать руку. Дай челом дяде! Челом здорово! Челом да об руку! здравствуй. Кому ничего, а нам все через чело. Челом четырем, а пятому помогай Бог! Челом куме! — Сядь. Почто пришла? —Да так. Челом бьем на хлебе да на соли. Бью челом, да солью, да третьей любовью (слова хозяина гостям). Вашим добром, да вам же челом. Чело свербит — челом бить. Я тебе челом, а уж ты знаешь о чем. Бей челом на Туле, ищи на Москве. || Глава, голова чего-либо, начало или верх, перед. Чело горы. Туманное чело Казбека. Чело реки, исток, начало. Чело войска, голова, перед; лицо. Быть на челе посольства, стар. во главе. Сразиться, биться челома, стар. лицом к лицу, рукопашным боем. || Чело, орл.-мценск. причелок, очелок, шитая кичка. || Наружное отверстие русской печи, устье, также плавильных печей, откуда кладется топливо, в голландских печах топка; иногда челом зовут четвероугольный проем перед шестком, а второй, полукруглый, в самую печь, устьем. Голова с печное чело, а мозгу совсем ничего. Что к чему, а заслона к челу (т. е. к печному). || Чело хлебного вороха, очелье, очелок, лучшее, веское зерно, которое при вейке ложится ближе, а охвостье, охоботье, озадки относятся дальше. Отбери чело на семена. || Чело, челышко пива, влад. лучшее, первый слив, верх. Чело (очелье) не боится ветру, а ухвостье (ухоботье) относит. Человой, чельный, к челу относящ. Человой хлеб, зерно. Человая, чельная кость, лобовая. Человая руда, пск. твер. печная сажа. Челко, чельце, челышко, умалит. в разн. знач. || Челышко, мясницк. завиток, прорость, верхняя часть говяжьей грудинки. || Чельцы, астрах. жердяные поплавки. Челыш, челышек м. влад. круглый грибок, молодой и крепкий гриб; влад. подосиновик, с пухлою красною шляпкой; || челыш и челых, съедомый грибок, растущий на гнилой березе; || малорослый паренек. Челка ж. стар. знамя, значок, хоругвь; полотно знамени, значка; вероятнее кисть, бунчуг на стяге. || Твер. перед кокошника. Потяша стяговника нашего (изрубили), и челку стяговую сторгоша со стяга, летописн. || Челка, у лошади, чуб, головная косма гривы, между ушей, на лбу; неправильно путают с холкою. Челица ж. пск. хрящеватая грудина в мясе, челышко. Челесник м. смол. печное чело. Чельник, головной наряд. Челобок м. каз. поклон отсутствующему, посылаемый поклон. Челомкать кому, кур. вор. заочно кланяться, привечать; челомкаться с кем, здороваться, кланяться, обниматься, целоваться. А ну, почеломкаемся! Челобитна, челобитня, челобитная ж. челобитье ср. поклон: просьба; жалоба. Подать челобитную на соседа. Пришел к тебе с челобитьем великим. Не красна челобитная складом, складна указом. || Челобитье, симб. свадебный сговор или помолвка, с земными поклонами. Челобитный день, назначенный для приема просьб. Челобитничать, ходить и кланяться, хлопотать, просить; подавать просьбы, тягаться, судиться, сутяжить. Челобитчик, челобитчица, проситель, истец; челобитчиков, челобитницын, что лично их; челобитчичий, челобитничий, челобитнический, к ним относящ. На старосту не челобитчик, а от миру не прочь. Челить ворох, разделывать (делить) на чело и озадок или охвостье.

Eugenijus Paliokas rašė...

Челить ворох, разделывать (делить) на чело и озадок или охвостье.

Челом бить или ударить чем, принести в дар.

Бей челом на Туле, ищи на Москве.

Ar tikrai tai maskolių Mazguvoj sumazgavota?

Где чело?

Kodėl человек - žmogus, челяди́н - vergas iš svetur, o vietinis - холоп?

×čiẽlius
sm. (2) K; CII1 žr. 2 cielius 1: Strėla iššautoji ing numieruotąjį čielių VlnE150.

×čielyti
, -ija, -ijo žr. cielyti: Sudėk pirštus su pirštais čielydamas šaut jį BsPII265.

Gal todėl по сравнению с челядином холоп имел несравненно больше прав и поблажек?

Человек...

Gal trūko ko?

×čielenà
(plg. rus. цeлинa) sf. (3b), čiẽlena (1) nearta, neplėšta žemė: Arklį leisk čiẽlena, o pats eik vaga – bus daug lengviau Alv. Čiẽleną geriausia su dvivage art Gs.

×čiẽlininkas (-inykas), -ė smob. (1) Jsv žr. čielažemis: Jis pusinykas, o mes čiẽlinykai Jnšk.

×čiẽlas, -à (brus. цэлы, rus. цeлый) adj. (4); R157
1. K nepaliestas, sveikas: Čiẽlas obuolys Žž. Kad sermėga lopyta, tai vėl čiela N. Jis tur vis čielą ataduoti BB3Moz6,5. Luošas, ne čielas SD173.
čielaĩ adv. K; N: Jegu čielaĩ triobos stovėtų, nebūt bėdos Gs.
2. visas, ištisas: Dirbo čiẽlą dieną Klov. Piningų čiela krūva! BsPII67. Neverk, merga, neraudok, aš tau duosiu čielą dvarą NS1149. Eina ... per balą čielus tris verstus BsPII125.
3. tikras: Du Jonai ir Tamošius – bus čiẽlas kermošius Aln.

Челобитный день, назначенный для приема просьб...

audrius rašė...

Patvoriniai išmesti už tvoros xalopai iš sodo iš beviltiškumo, kad iš jų kakonų gali išsivystyti žmogus, o kartą, o gal ir daugiau žmogui užėjo kokia pagada kūne ir apkerėtas gyvatės patvorinės įsileido ją sodą, kuri išnuodyjo visus Tyrojaus sodo tyronus ir atkvėrė vartus....


Ali baba ir 40(reišmės rodžių) plėišių, poleišių, rasa bajų nykų, patvoriškių tavoras,,,,
Galitas, galo, talitas, stalitas, jėgovalis, kurėjas, žmogus, sodininkas, elitas, ali, ....+ baba, tėvo vaikas nuo gundos, vilijonės, svajos, bedalės, patvorinės, benas, be namų, miksas, girto žmogaus pa tvoryje darytas vaikas su kale sukta sukunia sukdama susuko pagal radžos dainas... Nuo dėmės biblietos pasakos tatorių tavaro varant su tavariščias Patvoriškių, Pavilniškių, Sodiškių, Naujavartuliškėse,... Užupis? Aha, užupis, visai kitoj pusėje! O senieji trakai!? Užupio uzuokiškės patvorys alia arčiau Sodo danguje iš kurio tik kalavijų runkų kryžiai devynių galų galias skleidžia dzyvno gyvojo vėlinio devynragio, kai trys bogo tyri kriviai seis į viena lietą mega lytan, tai grius visos tvoros ir visi bobeliškių bokštai, o dainos sutartinės vėliai užlies svietą nuo kalvarijos sodo kur sostas stovi ant kamenėlito, kur kūrėjų sostas, stanas, sota's stok ant stono mega litų galios toną gamon ton tonų gamatos gemtos leisti.... Štai Vilniaus slėpiniai sekretai užvokti už spynų ir vartų arkų... Kieno dainas dainuojam dainų slėnyje, kieno valias leidžiame, kalnų parkas?, ...Kur kalavija's kulyje ismeigtas ex kali burų( buves(ex=es=buves) kalys(kali, durkilas, dara su kyle su dyre duršlėkina) burų( prabuvočiai burtininkai gyvenantys soduose ir su susiedais susėda prabuvočių, paprotiniame, prigimtiniame rate, susiburia ir valią leidžia, kabalistai prixvatizavo kabalistinėje bukoj apie burtiniką zoraha gyvenanti aukštame kalne sode dangaus kurio siekia kiekvienas hibritas, hebrajus, rabajai, rabinovičiai ir abramai su omais ir vičiais bei kitaip vadinamais)....



5 pinigai už kūną, teliuką, cielą kūną begalvos( tuščia galva), o tijūno ar raktininko tėliukas su galva, galvotas, galvakūnis, galavacielis, galvonas, ....

Čia turbūt visa biblija su toromis, sakazkomis, zakaskomis ir kita bohemiška literatūra v krace, trumpai, drūtai tiesiai šviesiai...

Amžinoji vergysta, kad ir į kokį fantiką bevyniotum, kai valia eina nuo cielo kūno ir tik laisvas, be klapato, kalapato gali virst per kūną kalabėdta, į visą scielą kūną per kūną kalalaba tyra ti esa ti vesiti, a jei cik galvos ūki ūkauja kap stabas sukurtas perkūnų viešpaties patenkinti bez dalios svajose tikėjime-tiekime cielo svieto kūnų, kurių scielos cielikom tenkinų nuojat tekėdamos ir kutindamos savo pakuta galavas ir galavutes su ištroškusiu, godžiu kūnu ir dėkingi-apakę iš meilės kūnai viskų kunišku temptų ant aukuro alkoturėli Perkūnui kuris iš ganymui mėsos scieloliudų siuntė gyvą tą ganytoją, gimusį patvoriškėse šalia Gariūnų ir keturiasdešimties totorių kaimo, kuris iš senu trakų daro naujus, o poto atvirkščiai....

Ačiu už nuorodą. Trumpai, aiškiai, bet nabažnykas, kad ir nuo kalviškių, vargu ar ką supras, nes reikia kalti, užkalti, eit grytelnyku arčiau rūmų, juk nėr kadu galvot, stebėti... O patvorėse voliojantis viską nuvokt gali, net Egipto dvarą ar cielą svietą, O liepų limpių rasų kalnus kapais paversti, kamenėlitus suskaldyt dvėsiom kurėjų ir jų akliems vaikaičiams... O krivijos kalvarija užmarštin su visu sodu ir sodininkais, kurių gėrybes pasidalinti, o vaikus vergijon... Sapieginė ar sapoginė xalopų pulkams garnizono ptvoryje sapogus kriviams ir gusarams siuvanti... Juzė kirpėjas su seviljos, turbūt čia prakuto, dabar ferarius ir visa kita siuva, o pradėjo husarams sapogus siūti, vėliau krivičiams batus....? Sapožnykus ir kitus mūsiškius patvorinius, jau kiti kirpėjai scielovilijos palei Vilnias sielovijas pakirpo...?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE