2012-12-15

Čiudrytis

Buvau vakar, ir knygą su autoriaus parašu gavau, Kęstutį Antanėlį po to sutikau.

Tikrai vertėjo ateiti.

Pilna salė šviesių veidų.

Didelės, gražiai išleistos, pirmos iš būsimos trilogijos, knygos, grįstos labiausiai archelogų radiniais bei samprata, dar neskaičiau, tik pavarčiau.

Kas tie aisčiai?

Aisčiai (eisčiai, aistijai, estijai), sąlyginis daugelio į rytus nuo Vyslos žemupio ir Baltijos jūros gyvenusių senovės tautų pavadinimas.

Neoromantinės pakraipos tyrinėtojai lietuviai estijų vardą laiko esančiu baltiškos kilmės, tokie patys tyrinėtojai vakariečiai – kilusiu iš vidurio vokiečių žemaičių este („jauja“) ar gotų aistan („gerbti“), tačiau labiau tikėtina, kad pirminė termino estijai reikšmė buvo tiesiog „rytiečiai“, – atrodo, sen. germanai lotyniškajam aestii giminingu žodžiu (pradedant Einhardu – žodžiu aisti) vadino visų į rytus nuo Baltijos jūros gyvenusių baltų ir finų genčių atstovus (šiuo metu estijų vardas išlikęs tik etniškai nebaltiškos Estijos pavadinime).

Vakariečiai...

Ko lakstai kai piskus, jaują uždegęs!

Iš antikos rašytojų germanų kaimynus estijus ir estijų tautas (aestii, Aestiorum gentes) bene pirmasis paminėjo romėnų istorikas Publijus Kornelijus Tacitas. Apie 98 m. užbaigtame jo veikale Germania rašoma, kad „dešiniajame savo krante Svebų jūra skalauja aisčių gentis, kurių papročiai bei apdarai yra tokie pat kaip svebų, tačiau kalba artimesnė britų kalbai. Jie garbina Dievų motiną.

Visi aisčiai, pagal kalbos tarmę, kalbininkų skirtomi į tris grupes – prūsus, lietuvius ir latvius.

Selge?

Sorry.

Ką jie nupirks - nemoka užmokėti, bo pinigo neturi...

Elniai dar neužaugo, žuvys jau išneršė.

Toks va ragas.

Paragint reiktų...

Atitokit mum kuningą!

Aisčiai...

Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западноевропсредневекового населения современноейских (преимущественно латинских) источниках название й Эстонии, т.е. эстонцев. В древнерусских источниках ему соответствует экзоэтноним «чудь».

Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов.

Vepris.

vèpris (la. vepris) sm. (2) Dr paršelis.

Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье.

Atsilikę tie čiūdai, o rusai - net prancūziškai/graikiškai/itališkai moka, nuo senų senovės.

Ватага пьяных мужиков бросилась с разным дрекольем к монастырским воротам и была встречена картечью.

Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом.

Судя по данному описанию, эстии — одно из западных племён древних балтов, занимавшееся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути. Приведённое Тацитом название янтаря на языке эстов, glesum, вероятно, германского происхождения (ср. гот. glas, англ. glass).

Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже). В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов.

Regis, bus ką rašyt į kitas dvi knygas Eugenijui Jovaišai...

Regis, plačiai tų čiūdų gyventa.

В словаре В.И. Даля приведено:

Чудаки́ и чуда́ки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собират. народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли.

Предания о чуди (чучкарях) — древнем народе бытуют и в Прикамье: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди».

У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. В частности, местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, остервенело оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя; лишь немногие оставались на прежних местах жительства. Записана и легенда о том как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя подрубив столбы. В верховьях Моломы и Карелии бытовали рассказы о «чуди белоглазой», на Урал «чудской» фольклор перенесли поселенцы с Русского Севера.

В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабжённые прилагательным «чудской», например, урочище, где прежде стояла крепость могли называть «Чудской городок».

А. А. Абрашкин утверждает что Чудо-Юдо — это отголосок хазарского влияния на славянскую культуру, — именно в его образе, согласно Абрашкину, и выразились славянские представления об иудаизме. Слово «чудо» иногда употреблялось в значении «чудовище», «исполин», а знакомство с иудейской Хазарией рождало ассоциацию Юдо — Иуда. В этом с ним соглашается А. В. Белов, который относит появление чуда-юда в славянских преданиях к периоду, когда Хазарский каганат взымал дань со славянских племён. Согласно списку «Повести временных лет» по Радзивилловской летописи — «по белой девице от дыма». Именно по этой причине Хазарский каганат мог остаться в народной памяти многоголовым чудовищем — чудо-Юдом, требующим в жертву славянских девушек.

В странах же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы.

На востоке известен под именами Яфис, Яфет. Вот что пишет о нем Абу-л Фазл Аллами:

Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него. Его величают Отцом тюрков (Абу-л-тюрк), и некоторые историки называют его Алунджа-хан.

Aišku?

Laikas ropštis lauk iš žeminių.

čiùdrinti (-yti Slm), -ina, -ino
1. tr. valyti, šveisti: Nuo ulyčios pusės langus kad čiùdrina Slm.
2. refl. žr. čiudrytis: Tai čiùdrinasi čiùdrinasi, tartum čia kas ir žiūri į ją! Brž.

Čiudrytis juk, toks čiudnas rytas!

čiùdrytis, -ijasi, -ijosi dailintis, puoštis, praustis: Ji labai čiùdrijas Pnd.
apsičiùdryti apsišvarinti, apsidailinti: Ir ašen prieš šventę truputį apsičiùdrijau Pnd.
nusičiúdryti tr. nusiprausti: Nusičiùdrijau burną ben dviem muilais Slm.

Ir...

Komentarų nėra: